Древние обряды у мордвинов
Мордвины — это фино-угорский народ, проживающий между реками Волгой и Окой. Христианизация этого народа произошла гораздо позже, чем на других территориях современной России. Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, в 1745 году. Были построены православные церкви и земские школы, преподавание в которых велось на родном языке.
Древние обряды у мордвинов
Мордвины охотно посещали школы и православные церкви. Но при этом, люди молились и в церкви, и соблюдали свои старые языческие обряды.
Обряд у священных лип
В день Троицы мордвины сначала молились в церкви, затем совершали моления под липами, которые считались священными деревьями. Из каждого дома приносили блины, просяные лепешки, мясо, яйца, брагу. Все это раскладывали возле деревьев, и собирался весь деревенский народ. Сюда же приходили и священники с дьяконами. Люди собирали для них угощение, по караваю хлеба от каждого дома. И после этого начинали молиться по своему старинному обычаю.
Одна из старых женщин брала блин, клала на него разрезанное на четыре части яйцо и несколько кусочков мяса, солила все, и начинала молиться о том, что бы Бог Щкай дал всем здоровья, что бы уродился хлеб и плодился скот. За старшей следовали другие женщины, повторяя её действия. После того, когда над едой были произнесены молитвы, люди угощали друг друга своей едой и брагой.
Обряды у священных ручьев
В другие дни, после молитв в церкви, происходило моление на роднике. Мужчины приносили из церкви иконы, а женщины различную еду и брагу в кувшинах. Присутствовали так же священники, которые служили молебн с водосвятием. Люди снова ели и пили. И просили своего Бога о благостях для всех. Когда кувшины были пусты, они набирали освяшенную воду из родника, и несли её домой.
Священные Братчины. Моления на свечу Шатол
Следующие моления на Троицу назывались Братчинами. На каждом молении была своя особая свеча — Шатол. Это огромная самодельная свеча, считающаяся священной. Сила свечи считалась очень большой. Шатол был высотой более метра, и в диаметре до 10 см. Кто и когда делал старинные Шатолы знали далеко не всегда. Зажигали её многие годы, и после принятия христианства почитали наравне с православными иконами.
Свеча сохранялась весь год, в одном их дворов. В амбаре, в специальном длинном узком кузове из вязовой коры, в подвешенном виде. Спустя год все собирались на моление в том доме, где хранилась свеча.
Шатол вносили в дом, пришедшие приносили с собой снова еду и брагу, отрезки холста и медные монеты, 2-3 копейки. Старейший Рода торжественно вынимал свечу из кузова, и полотенцем прикреплял Шатол к ушку поставленного посреди избы ушата с брагой. Брагу в один общий ушат сливали все пришедшие.
Женщины участвовали в торжестве наравне с мужчинами. По углам избы были разложены принесенные угощения. Тут же, в других углах, стояли христианские иконы, возле которых ставили четверть водки. Под образами лежал и кузовок из под свечи.
Хозяйка зажигала священный Шатол, и начинала молитву:
«Кормилец воск, вот настал твой праздник, все мы собрались к тебе с хлебом-солью, дай нам здоровья и хорошую жизнь!
Пусть уродится у нас хлеб и размножится скот.
Дома наши сохрани от огня и всякого несчастья!»
После чего все женщины подходили к хозяйке, и передавали ей принесенные холсты и монеты. Хозяйка брала каждый холст, прикладывала его разными сторонами к священной свече, и клала его на стол с едой. То же самое проделывалось и с монетами. При этом хозяйка говорила —
«Вот жена Ивана, принесла тебе в дар холст и деньги! Дай ей здоровья и счастья, умножь её состояние, что бы было чем и на следующий год устроить тебе праздник!»
Таким образом хозяйка перечисляла всех пришедших женщин.
В некоторых деревнях, все подходили к свече, и целовали её, в знак почтения, и делали земные поклоны. А так же, обжигали себе над пламенем свечи себе волосы. Мужчины на лбу, женщины на висках.
По окончании этого обряда все прикладывались к свече, и моление заканчивалось. Хозяйка заливала огонь Шатола брагой, и мужчины считали холсты и деньги. Затем все занимали место за столами, и начинали пировать до самого вечера. На закате все начинали провожать Шатол в следующий, очередной дом. Тот хозяин, в чей дом отправлялась свеча, приносил икону. Шатол снимали с ушата с брагой, заворачивали её в холст, и торжественно, с иконами впереди, несли все вместе, кто присутствовал на молении, в новый дом. А в новом доме все уже было готово для принятия гостей. Накрыты столы, блинами, лепешками, яйцами и мясом.
Войдя в избу, хозяева прежнего дома и нового, ставили иконы на божницу, Шатол клали в кузов, и ставили рядом. После чего гости продолжали есть и пить. А свечу, на следующее утро, хозяин выносил и подвешивал в амбаре, до следующей Троицы.
Таков старинный праздник небольшого народа мордвы. Уникален он тем, что старинные языческие обряды в нем смешиваются с христианскими. Шатол сопровождается иконами, на роднике проводится молебен, а сами люди с удовольствием молятся в православной церкви.
Однако, такие мирные смешения происходили не везде, и со временем, церковное духовенство стали вытеснять языческие корни обрядов. Что постепенно привело к их забвению. В настоящее время, люди, и особенно молодежь, интересуются верованиями своих предков, и даже в некоторых местах восстанавливают обряды Братчины.
Связаться с автором Дина Д