О Лопарях и Нойдах
Лопари- это малая северная народность, живущих в северной Европе — Норвегии, Швеции, Финляндии. И доля из них числятся русскими, и обитают на кольском полуострове. В наше время лопари(саамы) обитают на земле мурманской области. Самые ранние упоминания о лопарских городках Кола и Терь видятся в 13 веке. Христианство между российских лопарей начало распространяться в 16 веке.
Лопари и Нойды
Тип жизни лопарей и их старинные миропонимания не достаточно исследованы и популярны. Обрисовывают их как ужасных звероподобных людей, которые живут лишь только промыслом зверька, птицы и рыбы. И считаются сыроедами. «Бога настоящего, единственного и от него посланного Исуса Христа не понимают и соображать не хотят», но чтят булыжники и палицы, которыми добывают птицу и зверька.»
Лопари со древних лет считались суеверными. Древние вероисповедания лопарей возможно отнести к шаманзму. Были высоко развиты поклонения духам, населяющим находящуюся вокруг лопаря природу, поклонение небесным светилам и суровым атмосферным появлениям. Античных шаманов и чернокнижников лопари именовали нойдами.
Нойды считались небезопасными колдунами и ведунами, которые имеют возможности раскрывать будущее.
Описано, что для государя Ивана Васильевича, находили и привозили «волхвов-лопарей». А впоследствии убийства Лжедмитрия 1, в народе гуляли слухи о том, «что Гришка (григорий отрепьев) был волшебник, выучившийся данному умению у Лапонцев. Когда колдуны позволяют себя уничтожить, то после этого умеют и оживлять себя. И Гришка выучился данному дьявольскому искусству».
Придерживалось стойкое соображение, что лопари-нойды умеют управлять ветрами. Они завязывали 3 колдовских узла, и когда разматывают раз узел — подымаются ветры с умеренной мощью. Если развяжут 2 — начинают дуть ветры больше крепкие. Когда развязывают 3-ий — подымается ураган и гроза.
Нойды имеют все шансы сдерживать корабль на ходу так, собственно что совершенно никакая мощь ветров не имеет возможность сдвинуть их.
Лопари-нойды могут изготовлять маленькие, величиной с перст, чародейные иглы из свинца, и отправляют их на собственных противников. Иглы эти получают возможность ранить лишь только такого, кому оно послано. И что погибает враг в течении 3-х дней, в ужасной боли.
Кроме этого, лопари могут насылать «гань», которая похожа на муху, и как будто это сам бес. Гань наносит людям и скоту неисправимый урон.
Лопари умеют насылать проблемы или же погибель через бубен. Но методы сего чужим никому не передаются. Все это держится ведунами в тайном секрете.
Рассказывали об одном старом лопаре-нойде, который учился у своего отца, еще в детстве. И в 1670 году, от его колдовства утонул в реке крестьянин.
Лопаря приговорили к смертной казни, но он сумел так быстро умертвить себя, хотя был полностью здоровым. И сделал он это, для того что бы затем воскреснуть, и избежать наказания.
Естественно, не все лопари считались опасными колдунами. Только немногие обладали нужными знаниями с силой, для подобных действий. Изначально, в каждой семье, в определенном Роду был свой ведающий нойд. Обычно это был старший мужчина, опытный и сильный. Глава Рода или семьи. Его воле подчинялись все младшие члены семейной общности. На нем лежала ответственность за все происходящее, так же, за связь с родовыми духами, которые были в каждой семье, и передавались по наследству.
Некоторые семьи имели несколько различных духов. Духи одной семьи, были отличными от духов других семей, или выступали даже враждебными друг к другу. Поэтому, глава Рода должен был уметь разговаривать с духами, получать от них сведения, указания о жизненном укладе. Передавать духам пожелания, просьбы и прошения. Так же, нойд глава семьи, должен был знать искусство жертвоприношения.
Важной реликвией в каждом Роду был бубен, как сакральная вещь, передаваемая по наследству.
В последствии, у лопарей, образовалась особая группа нойдов- жрецов, которые выполняли функции, обязанности нойдов домашних, глав отдельных семей.
Почему для лопарей так необходимы были эти жрецы-шаманы.
Что бы разобраться, нужно обратить внимание на тех божеств и духов которым поклонялись эти люди.
Кроме сил природы, небесных светил, и различных атмосферных явлений, лопари поклонялись священным камням, которые назывались сейтами или сейдами. Такие камни бывали установлены, и названы в честь умерших предков лопарей. Которых так же считали ушедшими к Богам, или даже становившихся Богами.
Камни- сейды, в большинстве случаев, устанавливались на местах погребения умерших. В последствии, камни бывало переносили на новые места стоянок. И уже погребенных предков под ними не было. Но тем не менее, камни являлись своеобразной родовой памятью, и местом поклонения Божествам и предкам.
Камни периодически обмазывались жиром, поливались молоком. Вблизи сейдов разводились священные костры. Так же, совершались жертвоприношения животных. У камней свершались обрядовые действия во славу Богов и предков. Так же, исполнялись прошения к ним.
В большинстве случаев, эти камни находились всегда в непосредственной близости от места жительства нойдов.
Таким образом, прослеживается связь и определение священных камней, как место поклонения Богам и предкам, и одновременно обозначение священности места проживания, жилища живых членов Рода.
Связаться с автором Дина Д