Куриный Бог и обряд изгнания болезней
Смесь христианства и язычества в воззрениях крестьян
После принятия христианства на Руси, верования в языческих богов были утрачены со временем, но не полностью. На протяжении многих веков, отголоски языческих верований остались, и видоизменились. Смешались с христианской обрядовостью. Как всем известно, очень многие обряды и суеверия сохраняются и в наше время. Я хочу рассказать о некоторых элементах язычества, которые оставались и остаются в народной памяти долгие годы. Особенно это развито было в крестьянской среде, в деревнях.
Куриный Бог
Я думаю, что многие из нас слышали о Курином боге. Представления об этом боге тянутся издревле. Представляет этот бог из себя камень, размером примерно как гусиное яйцо, и в котором есть сквозное отверстие.
Его люди могли размещать где угодно, поблизости тех мест, где содержались домашние животные. Такие камни отыскивались где-нибудь в земле, песке, близ водоёмов. Камень находили, и приносили к себе домой.
Такая находка считалась очень удачной. Куриный бог вешали на нитку, и привязывали к стрехе в курятнике, для того, что бы куры хорошо неслись, были здоровы, высиживали цыплят, давали потомство. Камень являлся одновременно и оберегом от проблем с домашними животными, так и амулетом на удачное ведение деревенского хозяйства.
Если же гибла какая то птица в курятнике, то её привязывали за ногу, и подвешивали на дерево, недалеко от курятника. Это должно было предохранять птицу от гибели, от болезней.
Так же, Куриный бог мог выступать и в качестве лекаря, для людей. Если у человека болели зубы, знахарки в деревнях использовали этот камень при заговаривании таких болей.
Процедура лечения проходила таким образом. Целительница вела больного в курятник, туда где висел Куриный бог. Читала заговор над камнем, и затем, прикладывала камень к больному месту. Затем шесть раз, крестила больного камнем, продолжая заговаривать и шептать. После чего боль стихала.
Сейчас мы не будем рассуждать о практической пользе данного обряда, учитывая тот факт, что альтернативы у крестьян в старые времена не было вовсе, никаких.
Сохранились поверия и о других уникальных обрядах, значение которых теряется в глубине веков.
Обряд против мора скота
Когда в какой-то деревне случался мор или болезни крупного и мелкого рогатого скота, жители находили свободное место на пастбище, где-то поблизости от селения. И готовили костры, в два ряда, образуя таким образом, коридор из костров.
Люди собирались, и служили в этом месте молебен. Зажигали костры. И прогоняли в дыму, через образованный коридор, приведенный заранее больной скот. Считалось, что такие обрядовые действия должны были приостановить повальные болезни скота. И такой переход, сквозь дым и огонь, считался очистительным, предохраняющим от болезней и мора.
Так же, описаны случаи, когда жители прокапывали в горе широкую сквозную дыру, так же зажигали костры, по разным сторонам от прохода, и наполняли его дымом. И после этого, сквозь этот проход прогоняли скот. Это так же, выполняло функции очищения от повальных болезней животных.
Если этот обряд не приводил к нужному результату, то совершали другие действия.
В этом обряде принимали участие только незамужние женщины – девушки, и те кто потеряли мужа, овдовели. О своих действиях женщины договаривались тайно, заранее. Ночью, в полночь они выходили на улицы. Из своих домов все уходили тайком, никому не рассказывая.
Ни дети, ни мужчины, ни другие замужние женщины, не должны были знать ничего о готовящемся действии. Узнать они могли только на следующий день. Для обряда приготавливали икону, ладан, свечи, и соху( пахотное приспособление).
Затем, девушки и женщины раздевались, снимали платья и обувь, оставаясь только в одних белых нижних рубашках. В любое время года, когда приходилось выполнять этот обряд. Снимали головные платки, расплетали волосы. И шли по улицам села в таком виде. Впереди несли икону. Зажигали и кадили ладаном, дорогу освещали свечами. И позади процессии тащили соху, которой распахивали землю улиц.
На каждом перекрестке улиц, распахивали борозды в виде креста, и здесь же закапывали кусочек дымящегося ладана, и при этом молились богу. Во время проведения этого обряда, во время движения по улицам, все соблюдали строгое молчание. Никто из посторонних не должен был, ни в коем случае, увидеть процессию. В случае, если замечали кого то, наблюдающего за ними, то постороннего ловили, и крепко били, и потом обряд продолжался. После таких расправ, желающих понаблюдать за обрядом не находилось.
Как мы видим, из описания данного обряда, в действиях людей довольно сильно были переплетены как христианские воззрения, так и отголоски языческих мотивов в обрядовых действиях. При решении своих насущных, жизненно важных проблем, прибегали ко всем доступным методам.
Непосредственно в этом обряде, видны мотивы известного обережного обряда опахивания села. В котором распахивание борозд проводили трижды, вокруг села, желая тем самым, оградить, провести границу между деревней, и внешним, враждебным миром. В данном же случае, распахивание борозд проводилось именно внутри селения, по улицам. Этим самым изгоняя беды и болезни, которые уже проникли внутрь.
Связаться с автором Дина Д
Очень интересно на счет камня. Вспоминается восточный символ шуньяты — это символ пустоты, если слепить такой то получится дырка в глине. Переход через пустоту.
Не удивительно что женщины били тех кто увидел их процессию — либо это было из-за того что девушку/женщину с распущенными волосами называли ведьмой (чтоб их потом не прессовали). Либо взято из древности когда свидетеля магического действа жертвоприношения также стремились принести в жертву. Только не известно существовали ли на руси такие традиции жертвоприношений. А то что колдовали с распущенными волосами в то время — 100%.