О двоеверии на Руси
Крещение
Началось все с насильственного крещения, когда одна религия, язычество, насильно сменялась на христианство. Этот процесс проходил с болью и кровью, мучительно для народа. При этом разрушались религиозные постройки славян. Случалось так, что люди отчаянно сопротивлялись, и сооружения уничтожали вместе с живыми людьми. Разумеется, что далеко не все жители приняли христианство за благо.
Многие сопротивлялись крещению, и бежали из городов в леса и степи. Так же, не всегда крестители добирались до глухих деревенских капищ.
Объединение христианских и языческих традиций.
Православное христианство проникло в массы только тогда, когда оно стало восприимчиво к традиционному русскому почитанию сил природы и божественной женственности. Церковь в основном сопротивлялась обычаям языческого происхождения. Но вопреки всему, эти обычаи пережили все гонения, и многие дошли и до наших дней. Например колядки, масленица, всевозможные приметы, купальские традиции.
Дохристианское древнерусское общество было ориентировано на женщину. В языческой религии были великие женские богини, а социальная структура основана на равенстве- все были дети божьи.
Борьба с язычеством
Церковная же традиция вела линию мужской идеологии, направленной на подавление женской, языческой системы верований. Церковь осуждала «злонамеренных» женщин, считая ведуний и знахарок ведьмами. В России «колдовские» процессы были не столь массовыми, как в средневековой Европе, но тем не менее, имели место быть. Впрочем, не только против женщин. Против мужчин-колдунов, было так же большое множество судебных процессов, заканчивающихся обвинительными приговорами и казнями.
Церковь и светские власти без разбора осуждали любую «нехристианскую» деятельность. Любые проявления назывались «делами дьявола», и осуждались как язычество, ересь, колдовство. Народных целителей так же осуждали за колдовство. За проявления ереси могли схватить, пытать, судить и казнить в итоге.
Одна из древнейших летописей, Лаврентьевская, созданная в 1377 году, приводит данные о народонаселении Руси. До 988 года население Руси составляло 12 миллионов человек. Посте 1000-го года, население сократилось до 3-х миллионов.
Разумеется, что со временем вера в старых богов ушла в подполье. Нельзя было не креститься по христианскому обряду, под страхом смерти. Нельзя было не иметь в доме икон, нельзя было жить не венчаными, нельзя было не крестить родившихся детей. Все новые порядки приходилось выполнять. Острота враждебного состояния постепенно спадала. Рождались новые поколения, и люди понимали, что новая вера не приносит, и не учит ничему плохому, никакой скверне.
Но и старую веру люди не забывали. Невозможно забыть то, что есть в крови, в генетической памяти людей.
Были ли средневековые русские «хорошими» христианами, и были ли они вообще христианами, в точном смысле этого слова. Как всем известно, христианская религия была внесена искусственным образом, из вне. Как это всё происходило, мы сейчас можем узнавать из летописей, этнографических источников, которые основываются на исследованиях быта и культуры прошлого. Многое можно узнать из рассказов, о различных чудесах, правилах и обычаях.
Р елигия элиты того времени очень отличалась от религии простого народа. Простой народ на Руси сохранял, и по сию пору сохраняет свои языческие обычаи, что образует конфликт с церковной иерархией и канонами. Для описания народной религии в России исследователи используют термин «двоеверие». Он означает религиозную систему, в которой языческие верования и обряды сохраняются под наружным слоем христианства.
Феномен двоеверия
Таким образом рождался феномен двоеверия на Руси.
Церковь усваивала народные верования вынужденно, что бы получить большее признание.
Само слово «двоеверие» появилось еще в средние века, в церковных проповедях, осуждающих это явление, и людей, «двоеверно живущих». Население Руси во многом оставалось языческим, особенно на окраинах, в сельских общинах и среди женщин.
Церковь вела борьбу, пытаясь искоренить остатки язычества в народных обычаях. Люди не сопротивлялись христианству открыто, поскольку это становилось опасным, особенно со времен царя Алексея Михайловича(1629-1676 г) и Петра первого(1672-1725)
Но вплоть до 15-16 века двоеверие было явлением в основном городским явлением. Крестьяне в глубинке, где то далеко от культурных центрах либо вовсе не знали ничего о христианстве, либо имели очень слабое, отдаленное представление. Внедрение христианства в крестьянскую среду происходило от 15го до конца 17 века.
Симбиоз верований
Но новая народная религия не была полностью тождественна старому язычеству. Рождался некий симбиоз верований. Когда и иконки висели(часто за шторками), и люди при этом молились богу, и параллельно совершали обряды, обращенные к другим Силам.
О языческой вере мы знаем мало. Так как уничтожались невыгодные упоминания об этом. Например сочинения, подобные «Слову о полу Игореве». В которых рассказывалось о языческих богах, где о церкви сказано совсем немного, а вся поэма обильно полна упоминаниями о языческих божествах. .
Невозможно полностью отрицать или осуждать двоеверие. Это существует как факт, вне зависимости от чьего- то либо мнения. Двоеверие, это не совмещение добра и зла, а совмещение традиций, которые казалось бы, несовместимы. Или же совместимы, для каждого человека по разному, ведь у каждого есть свой путь.
Связаться с автором Дина Д