Признаки жизненной силы русских Знающих
Жизнь русских знахарей и колдунов всегда была окружена завесой тайн и загадок. В прежние времена таких людей в большинстве знали, благодаря людской молве. Относились к таким людям с уважением и с некоторой опаской. Никто не хотел конфликтовать с ведуном. Люди соотносили это с Силой знающего. Называли это «магической силой», «волшебной силой», «сверхъестественными способностями» человека.
Тайные знания и Сила
Сила знахаря или колдуна определялась тайными знаниями, и кроме того, была напрямую связана с жизненной силой человека.
В чем заключена жизненная сила.
По народным представлениям и верованиям, отразившимся в фольклоре, обрядах, песнях, сказках и преданиях, жизненной силой были наделены не только люди, но и другая живая и неживая природа. Животные, растения, силы природы, огонь и вода, земля и ветер, всё сущее на земле обладало своей силой. Люди обладали ею в различной степени.
Так же, в различных этнических традициях, существовали представления о том, что каждая часть или орган тела человека наделены частичной жизненной силой, даже те части, которые способны отделяться от самого человека. Например волосы, кровь, слюна, зубы. Так же, жизненная сила сохраняется и в жизненно важных частях тела человека, которые сохраняются надолго и после его смерти. Например кости.
Ведуном может стать не каждый человек
Считалось, что ведуном может становиться только определенный человек, и бывало, что это можно установить с рождения такого ребенка.
Например, считалось, что таким может оказаться так называемый «двоезубый». Ребенок, который появился на свет с зубами. И в последствии, даже если такой человек и не становился колдуном, молва приписывала ему вредоносные магические способности.
Это представление лежит в основе некоторых лечебных, защитных либо защитных заговоров.
Например —
«не льните к «имярек» ни призоры, ни уроки «……. от двоезубого»..
Новорожденные дети не делились на какие то группы. Значения слова «младенец» — слабый, малый, неоформленный, мягкий. Это означало то, что маленькие дети наделены малой жизненной энергией. Отсюда бывали запреты стричь детям волосы и ногти, до исполнения им года. Дабы это не привело к отнятию жизненной силы у ребенка. Так же, другим определением неоформленности и мягкости ребенка является отсутствие у него зубов вовсе, и наличие затем молочных зубов.
Смена молочных зубов на постоянные, сопровождалась обрядовыми действиями, которые призваны были обеспечить ребенку рост здоровых, крепких новых зубов. И тем самым, укреплялась и жизненная сила ребенка. Существует много поверий и по сей день, на выпавший молочный зуб. Например, его брали, и бросали в мышиную норку, приговаривая –
«На тебе, мышка, репяной зуб, а мне дай костяной!».
Возраст для посвящения
У русских считалось, что и подростки не могли становиться ведунами и знахарями. Могли становиться люди постарше, как минимум, вступившие в пору своей зрелости. Но здесь существуют и некоторые исключения. Так у народа Коми, ведающим мог становиться и подросток. Но предположительно, это связано со значением – «век». Термины возраст человека и его век схожи. Считалось, что у представителей народов Коми жизненный век короток, люди рано вступали в период половозрелости, и как следствие, взрослели и становились готовыми проявить свою жизненную силу раньше, чем в других регионах.
Считалось, что колдуном становился тот человек, который прошел посвящение, и получивший помощников. Очень распространены обряды посвящения в бане или на перекрестке. Некоторые из них дошли и до наших дней. При исполнении некоторых обрядов необходимо было умертвить и съесть живое животное, с которым проведены предварительно, определенные действия. Считалось, что за счет этого приобретались тайные знания.
Помощники колдуна, получаемые им при посвящении, черти или икотки, икотницы, не просто пассивные исполнители его воли. При этом, они постоянно требуют от него магической работы. Поэтому, повелевать ими может только зрелый, крепкий человек. Такие должны были обладать такими качествами как дюжий человек, сильный, здоровый, матёрый, дородный. У людей с такими характеристиками всегда были очевидные внешние призники – это здоровые волосы и зубы.
Значение зубов для ведающего
Зубы являлись важным, необходимым признаком, обеспечивающим действенность ворожбы определенного вида. Например, до настоящего времени, в некоторых местах, сохранился способ лечения грыжи, под названием «загрызание грыжи». Заговорные слова
«…ем-заедаю, грызу-загрызаю все двенадцать грыж…»
сопровождаются обрядовыми действиями. Знахарка прикусывает зубами то место, где находится грыжа, и сплевывает.
В Заонежье было выражение «загрызать воду». Что означало заговаривать воду.
Считалось, что лечение заговорами, действенно в том случае, если у знахаря есть зубы. Или хотя бы часть их. В противном случае, лечение заговорами оказывалось неэффективным.
В некоторых случаях, способ лечебной, очистительной ворожбы заключался в том, что знахарка обрызгивала больного человека водой, пропущенной сквозь её зубы. Считалось, что это увеличивает эффект лечения.
Повитухи перегрызали зубами пуповину. Это должно было предохранять младенца от нечистой силы и болезней.
Колдуны в Карелии, во время наведения порчи скрежещет зубами, увеличивая таким образом силу своего вредоносного посыла.
Связаться с автором Дина Д