СИМВОЛИЗМ ДВОРА В МАГИИ СЛАВЯН
Продолжаем цикл статей о символизме у славян. Мы поговорили о СИМВОЛИЗМЕ ДОМА У СЛАВЯН. Теперь поговорим о том, что окружало дом — дворе.
ДВОР КАК ГРАНИЦА
Крестьянский двор, где находятся основные хозяйственные постройки, в поверьях и обрядности славян, выступает как часть дома, жилища, как освоенное и дружественное человеку пространство. Но одновременно, это и место за пределами самого дома, пространство, окружающее сам дом. В некоторых случаях, двор считался неким средним пространством, между домом и улицей.
Это отгороженное, отделенное от внешнего мира пространство. Но не в той степени защищенности, как сам дом. Важную роль играло то, отгорожен ли двор от улицы забором, что являлось дополнительной, сакральной границей, между двором и улицей. Если для дома границами служат стены, то для двора это изгородь, забор, плетень. Любое, пусть даже условное, обозначение границы.
Иногда двор считался и опасным, особенно в определенное время суток и некоторые календарные праздники, когда во дворе можно было столкнуться с вредоносными потусторонними силами, можно было попасть в поле зрения людей с дурным глазом.
Двор, как часть своего пространство служил местом для исполнения различных обрядов, направленных на охрану дома от злых сил, и для обеспечения благосостояния дома и его обитателей.
Как и при закладке дома, для строительства дворовых хозяйственных построек выбиралось хорошее, счастливое место.
ОБЕРЕЖНАЯ МАГИЯ ДВОРА
Что бы защитить двор от злых сил, сажали обережные, счастливые деревья. В разных местах это были разные деревья. Такие как вяз, ель, сосна, липа, береза. При этом считалось, что во двор не войдет никакое зло, никакая болезнь, а сам дом никогда не опустеет.
Но при этом, существовали и запреты на деревья, такие например как лавр или осина.
Если на двор попадала голая палка, сук без коры, его следовало немедленно выбросить, что бы хозяйство не осталось голым и пустым.
В некоторых деревнях, в праздник Ивана Купалы забивали во дворе кол с корою и насаживали на него коровий череп, что бы двор был богатый.
Если во двор вползала змея, это считалось плохим знаком. Как для людей, так и для домашних животных.
Для защиты двора, как и дома, от злых сил, сглаза, порчи предпринимались различные магические действия. У всех славян был распространен обычай в дни различных календарных праздников окроплять святой, заговоренной водой дом и двор, все хозяйственные постройки и углы двора. В определенные праздники нужно было оббежать двор с колокольчиком в руках.
Считалось, что это защитит двор от вредных насекомых и других гадов. Двор мели новой метлой, до восхода солнца. Таким образом, вместе с сором, выметалось всё вредоносное и плохое. Так же, двор и постройки окуривали дымом защитных растений, или тлеющей головней из печи.
МАГИЯ НА БЛАГОПОЛУЧИЕ
Что бы ведьмы не переманили к себе урожай, амбар и гумно посыпали просом.
Для того, что бы защитить скот от сглаза и порчи, крестьяне вывешивали во дворе связку старых лаптей. Отвлекая таким образом дурной глаз. Так же, опасаясь сглаза, хозяева стараются не показывать скотину на скотном дворе посторонним.
Этому строго следуют и поныне в деревнях. Я езжу за молоком в деревню неподалеку. И хозяйка всегда старается закрыть дверь на скотный двор, строго не разрешает смотреть и уж тем более хвалить её коров и молоко, которое они дают. Опасаясь пусть и невольного, сглаза животных.
Целый ряд поверий и магических действий был связан с представлениями о том, что все предметы, находящиеся во дворе или вообще, в хозяйстве, принадлежали дому. Поэтому, вынос их со двора приведет к нанесению вреда, ущерба благополучию дома и всего хозяйства.
Отсюда возникли многочисленные запреты отдавать, выносить, передавать что-либо со двора во время важных дел или событий, значимых для хозяйственной деятельности. Например, при отёле коровы, перед первым выгоном скота, во время продажи скота.
В русских селах, передавая скот покупателю, внимательно следили за тем, что бы к копытам животного не прилипла грязь, солома, навоз, щепки со двора. А так же за тем, что бы покупатель незаметно не прихватил ничего лишнего со двора.
При переселении в новый дом хозяева брали немного навоза и переносили на новый двор, считалось, что это обеспечит перенос успеха в хозяйстве на новое место.
Из этих действий происходит и другой обычай, когда нужно собрать щепки, солому из под скотины, с девяти дворов, что бы укрепить свою собственную скотину.
Отголоски обычаев не отдавать из дома важные вещи существуют у некоторых и сейчас, в наше время. Например приметы о том, что бы не отдавать из дома деньги вечером.
Во дворе исполнялись и действия, благоприятствующие разведению скота и домашней птицы.
Например, в Великую пятницу, на рассвете, по двору водили кобылу, для которой разбрасывали крошки. Считалось, чем больше крошек она соберет, тем будет более плодовитой.
На святки сметали мусор со двора к стенам дома, что бы не разбегались куры.
На Рождество домашнюю птицу кормили зерном внутри разложенной на земле веревки, что бы птица не уходила со двора.
Что бы хорошо водилась скотина, в хлеву иногда держали петуха, вешали талисманы в виде камня с дыркой, Куриный бог. Прибивали оленьи рога.
Таким образом, по старым поверьям, двор воспринимался как некое среднее пространство, между самим домом, и улицей. И чаще всего, служил местом, где совершались обрядовые действия направленные на благополучие и успех всего хозяйства в целом.
Связаться с автором Дина Д