Смесь христианства и язычества в верованиях крестьян

Смесь христианства и язычества в верованиях крестьян

Добрые и недобрые духи

Русское крестьянство на Руси, в подавляющем своем большинстве было православным. Но при этом, существовало очень мощное присутствие в жизни и языческих воззрений. Весь окружающий мир был пронизан массой древних символов, святынь, обрядов, примет и поверий.

В представлении людей, вокруг обитают масса темных духов, среди которых есть как откровенно вредящие людям, так и те, которые являются условно дружественными. Добрые и недобрые, злые сущности.

С добрыми люди стараются сосуществовать мирно, со злыми ведут борьбу. Все эти духи имели общее наименование — «нечистая сила.» Но внутри себя, духов подразделяли на категории, где каждый из духов имели свои «занятия», и за что то «отвечали».

Духи болезней

К недобрым духам причисляют например, духи болезней. Такие как Лихоманки. Трясея, Огнея, Ледея, Гнетея, Грудея, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея, Невея. Из имен духов болезней, понятно, какая именно болезнь происходит с человеком, в случае, если на него напускается тот или иной злой дух.

Изгнание духов болезни

Что бы вылечить человека, изгнать из него дух болезни, существовало множество различных способов. Например, больного выводили во двор, надевали на него хомут от коня, и обливали водой.

Либо везли в ближайший лес. Там находили дуб, и раскалывали ствол дерева так, что бы образовалась расщелина в дереве. Через неё протискивали больного трижды. Затем с больного снимали одежду, и вешали её на ветки дерева.

После проведения такого обряда, больной должен был выздороветь. Рубашку, оставленную на дереве, забирать и просто трогать никому нельзя, ни больным, ни здоровым людям. Так как считается, что на этой одежде присутствует дух болезни.

Читайте также  Отливание воском. Техника и вопросы

Домовой

домовой

Один из важных духов, с которыми крестьяне стараются сосуществовать в мире, является дедушка Домовой. Это существо невидимое глазу, но обязательно живущее в каждой избе или доме. Если Домовой благоволил к хозяевам, то все было в доме в порядке.

Всегда было чисто и сытно, взрослые хозяева были здоровы и полны сил. Ребятишки бегали чистые и веселые. В хозяйстве все было ладно и исправно. Все домочадцы благодарили Домового за его старания и заботы. Всячески благодарили его, поднося молоко и сладости.

Но если Домовой сердится за что то, то в доме становится пасмурно, наступают тяжелые времена, когда люди начинают болеть, в хозяйстве случаются всевозможные досадные неприятности и проблемы. Домовой может сильно щипаться, шуметь, переворачивать посуду.

Так же, домовой может выступать и оракулом. Предсказывать хорошие или дурные события. Если домочадцы слышат какой то непонятный, подозрительный шум, то хозяин дома должен спросить :

«К худу или к добру?»

И ответ будет обязательно получен. В зависимости от ответа, все начинали ждать и готовиться к плохим или положительным проишествиям, изменениям в своей жизни.

Домовые имелись свои, в каждом доме. В случае, если семье приходилось перебираться на житьё в новый или другой дом, то Домового звали с собой.

Накануне переезда, глава семьи говорил :

«дедушка Домовой хозяин! Иди с нами, как мы с тобою жили, так и опять жить-поживать будем! Милости просим».

В некоторых случаях, при этом клали старый сапог, что бы Домовой мог в него забраться, и переехать в таком транспорте, на новую усадьбу.

Обычно Домовой соглашается, и следует за людьми в новое место. Но если в другом месте уже проживала другая семья, то у них был свой Домовой. И тогда Домовые соперничали за право по распоряжению домом. В другом доме поднимался шум и возня, и считалось, что это Домовые спорят и дерутся между собой.

Читайте также  Крадник в эзотерике

Таким образом, видно, что жизнь крестьян была непосредственно связана с домашним духом, Домовым. Значение которого было очень важно для людей.

Леший

Другой дух- Леший. Как известно, был лесным хозяином. Крестьяне его так же почитали, и опасались. Потому, что Леший — очень грозная сила. Он мог как помогать людям в лесу, так и уморить до смерти, своими забавами. Когда крестьяне приходили в лес, по грибы и ягоды, за валежником, хворостом, предварительно всегда испрашивали на то разрешения лесного хозяина.

Приносили ему гостинцы, кланялись в пояс, и просили о милости. В противном случае, гнев Лешего был обеспечен. Он мог так закружить человека, что обратную дорогу к дому найти было невозможным. Леший мог насыпать на пути человека грибы и ягоды, заманивая его в непроходимую чащу. Мог менять деревья и полянки местами. И таким образом запутывал дорогу.

Есть описанные случаи, когда лешему приносили и кровные жертвы, петуха. Так в 1863 году, близ деревни в Архангельском уезде, потерялся маленький мальчик, в лесу. Дети отправились по грибы, и один из них не вернулся. Когда поиски не дали результата, то собрался народ, и на опушке у леса был проведен молебен, после чего был зарезан черный петух, кровью которого помазали траву на поляне, с просьбами отпустить ребенка. После чего ребенок был найден живым.

Там же, немногим ранее, в 18-м веке, под Архангельском, был засвидетельствован случай нахождения в лесу идол Лешего, который почитали крестьяне тех мест.

Водяной

Подобные отношения у крестьян складывались и с хозяином воды, с Водяным. Река была для крестьян местом, где ловили рыбу, набирали воду для хозяйственных нужд, стирали белье, и просто купались.

Читайте также  Богиня Радха в Индуизме

Почти о каждом водоеме, в разных местностях, существовали свои легенды, поверья и обычаи. Но в основной своей массе, они сводились так же, к почитанию и опасению водного владыки, с которым люди стремились существовать мирно, ни в коем случае не прогневить, дабы самим, в свою очередь, не пострадать от сердитого Водяного.

 

Связаться с автором Дина Д

Дина Д

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x