Символика кладбища
Символика кладбища сложная и разнообразная
В старых поверьях это место представляется одновременно как священное, и «нечистое», где обитают души умерших людей. Там хранится память об ушедших. Это особое пространство, которое не принадлежит полностью Этому миру, своего рода граница между мирами.
Пространство кладбища является целым миром, со своими особыми «жителями». Понятие о «поселении» умерших на кладбище, видно и в другом его названии — погост. В старые времена погостом назывался постоялый двор, место для временной остановки людей в дороге, а так же, означало поселение людей как административную единицу, поселок, деревню.
Правила и границы кладбища
Кладбище имеет свои правила и границы. Кладбище требует от живых определенных правил, ритуального поведения. Существует немало мифов, рассказов и быличек о существовании умерших на кладбище. Существуют легенды о ночных церковных службах, на которые собираются все умершие. Особенно в дни больших праздников.
Например, Намска паска, это паска мертвецов. На некоторых кладбищах были церкви, либо каплицы. Под навесом, в углу вешалась икона, занавешенная полотенцем, у которой по ночам собирались мертвые. Такие собрания бывали во время задушек, ритуальных поминов душ умерших, в определенные праздничные дни.
В такое время живым, строго настрого было запрещено посещать церковь и кладбище. В противном случае, мертвые могли забрать любопытного с собой.
Считалось, что душа того, кто умер в деревне последним, становится сторожем границ кладбища, и охраняет покой умерших до тех пор, пока не умрет какой-то другой человек.
Люди представляли, что во время очередных похорон, все умершие прежде, собираются у свежей могилы, и участвуют в церемонии. Поэтому живым, у которых похоронены близкие на этом кладбище, не должны идти к их могилам до тех пор, пока гроб нового умершего не засыплют землей.
В некоторых местах новые похороны называли свадьбой мертвецов. Считалось, что мертвые принимают в свою семью нового жильца. Отсюда так же исходит запрет для живых посещать и убирать могилы своих близких, во время других похорон.
Праздничные и поминальные дни
В праздничные, поминальные дни, предназначенные для посещения кладбища живыми, считалось, что души умерших собираются у ворот, и ждут своих родственников. Так же считалось, что умершим хорошо, когда о них помнят их живые потомки, заботятся о порядке на их могилках, поминают их.
Живым приходить на кладбище предписывалось в чистом и аккуратном виде, как бы ходили в гости, или на праздник.
Существуют так же, представления о том, что души «заложных» покойников, захороненных вопреки запретам в границах кладбища, могут вредить остальным умершим, нарушая их покой. Заложные, неупокоенные, нечистые, умершие не естественной смертью.
К таким относили самоубийц, утопленников, пьяниц, некрещенных детей, бродяг, колдунов и «знающих». Считалось, что такие души не принимает ни небо, ни земля, и они вынуждены скитаться неприкаянными, между мирами.
И напротив, в некоторых местах считалось, что души праведных умерших, и души неупокоенных, никогда не пересекаются.
Таким образом, души умерших разделали на две категории. Праведных покойников, умерших и почитаемых близких, родителей, дедов. И души неупокоенные, умершие не своей смертью.
Но в любом случае, души неупокоенных умерщих считаются опасными для живых людей. Особенно в тех случаях, если они похоронены неправильным образом, внутри границ кладбища. Часто встречаются легенды о том, что души таких умерших подстерегают прохожих у границ кладбища.
Они появляются в виде полупрозрачных фигур, в виде столба дыма, пара. Такая встреча может вызвать у живого человека болезнь или даже смерть. Злые колдуны могут и после своей смерти вредить людям. Считалось, что они могут оборачиваться в вампиров, и приходить к живым, в их жилища.
Существует редкая легенда об огненном змее, обитающем на кладбище. Считалось, что такой змей может прилетать к вдовам и колдунам.
Правила и запреты
Для того, что бы души умерших не могли причинить вреда живым, при посещении кладбищ существовал ряд правил и запретов в поведении.
Так например, при проходе через ворота следовало склонить голову, и поприветствовать покойных.
«Добрый день, замарные душачки,
не уморныя, усим покорныя,
от меня поклон примите,
а мне здоровья наделите»
Идя на кладбище не желательно было здороваться со встречными. Иначе можно отдать свое здоровье.
Уходя с кладбища, нельзя было говорить «До свидания!» потому, что можно самому тогда стать покойником. Следовало говорить — «Прощайте».
Нельзя было посещать кладбище в неурочное время, после обеда, во второй половине дня, вечером, ночью. Иначе покойные могут прогнать посетителя, подняв сильный ветер. Домой с кладбища следовало уходить не оглядываясь, что бы не привязался мертвец.
В случае, если по пути к могиле родителей попадалась могила самоубийцы, на неё нужно было бросить палочку, либо что то из кармана, что бы неупокоенный дух не привязался к живому человеку.
На кладбище нельзя ничего брать, и уносить с собой. Не собирать цветы и ягоды. Не рвать ветки, не брать еду. Считается, что все, что находится на кладбище, принадлежит Тому миру.
Проходя мимо кладбища, не следовало смотреть в его сторону, останавливаться и прислушиваться к звукам оттуда.
Таким образом, весь многообразный комплекс правил поведения при посещении кладбища, подчеркивает представления о непрекращающемся общении живых с умершими близкими, о пересекающихся мирах в рамках этого места. И при соблюдении установленных правил, это пересечение не принесет вреда.
Связаться с автором Дина Д